«Представители Барбикан-центра заявили, что хотят видеть на выставке всё, что связано с научной фантастикой! Я не мог поверить своему счастью», – рассказывает Патрик Гигер, куратор самой грандиозной выставки, посвященной этому жанру. Любой поклонник фантастики может восторженно бродить по ней целыми днями, любуясь старинными литографиями и иллюстрациями из книг и комиксов, а порой и сталкиваясь с настоящими инопланетянами. «Выставка была бы невозможна без AV технологий», – подчеркивает Гигер. Технологии представили жанр в новом свете. Организаторы заказали контент специально для оборудования Christie, установленного в центре. Кроме того, проекторы и плоские панели Christie будут использованы во время мирового турне выставки, которая в течение нескольких лет побывает в крупнейших выставочных центрах.

Лондонский Барбикан – это культурный и учебный центр мирового уровня. Его международное подразделение занимается организацией передвижных выставок в других странах. «Моя задача – проводить новаторские мультимедийные выставки на стыке различных видов искусства», – объясняет глава подразделения Нил Макконнон. Патрик Гигер оказался идеальным кандидатом на роль куратора «Навстречу неизведанному». Он давний поклонник научной фантастики, историк и онлайн-торговец книгами. В прошлом он был директором крупнейшего музея фантастики в Европе, а в настоящее время руководит центром искусств Le Lieu Unique в Нанте.

«История научной фантастики включает в себя комиксы и рукописи, игрушки и фильмы, мультимедийные материалы и коллекционные предметы. Это целый необъятный мир, – продолжает Гигер. – Нам хотелось поговорить о жанре в целом, вне какого-либо контекста. Многие выставки посвящены, например, науке или политике в научной фантастике. Мы же обратились к фантастике как таковой и попытались понять, как она исследует неведомое. Речь идет об изучении Вселенной, космоса, антиутопического мира людей и тайн человеческого разума. Научная фантастика любит неизведанные территории».

Важной частью выставки «Навстречу неизведанному» стала обширная экспозиция в галерее The Curve. «Благодаря давнему партнерству с Christie, во многих помещениях Барбикана уже имелось AV оборудование. Поэтому нам удалось задействовать в выставке практически все здание. У нас даже был небольшой киноуголок, где демонстрировались короткометражные фильмы, созданные специально для выставки», – добавляет Макконнон.

Посетители погружались в мир фантастики уже в вестибюле. Здесь под потолком был установлен ряд лазерно-фосфорных проекторов Christie с ультракороткофокусными объективами. Так что гости, едва переступив порог главного входа, оказывались в коридоре между спроецированными изображениями. «Когда продюсерская компания, снимающая сериал "Черное зеркало" узнала, что у нас есть шесть проекторов Christie Captiva, она запросила технические характеристики и подготовила минутную инсталляцию специально для выставки. Мы еще ни разу не использовали пространство таким образом. Выставка оказалась инновационной во всех отношениях», – объясняет Макконнон.

Галерея The Curve: инопланетяне и AV технологии

Пространство галереи The Curve, где располагалась основная экспозиция, отличалось непривычной и таинственной атмосферой. Дизайнеры добились ее за счет особой цветовой гаммы и специального освещения. Картины начала XIX века, изображавшие фантастических чудовищ, соседствовали со старыми изданиями романов Жюля Верна в стеклянных витринах. Здесь же находились пугающе реалистичные и порой огромные фигуры инопланетян и знаменитый костюм Леонарда Нимоя из «Звездного пути».

AV решения удачно дополняли экспозицию. Помимо неподвижных фигур и экспонатов, гостям были представлены отрывки из ранних фантастических фильмов и интерактивные объекты. «В каком бы уголке выставки ни находились посетители, AV инсталляции всегда попадают в их поле зрения, тем самым создавая эффект погружения, – говорит Гигер. – Фантастика раздвигает границы привычного мира, а ее герои превосходят способности обычных людей. Нам был нужен богатый, многослойный звук. Мы тщательно продумали расположение экспонатов и соотношение проекций между собой. DLP проекторы Christie G Series были использованы для видеомэппинга и демонстрации отрывков из кинофильмов, в частности "Космической одиссеи 2001 года" и "Парка юрского периода"».

Гигер отмечает, что цифровая эпоха идеально соответствует духу научной фантастики. «Кинематограф и AV технологии весьма обогатили этот жанр. Как известно, фантастика предлагает людям отказаться от привычных представлений и погрузиться в вымышленный мир. Кино вывело возможность погружения на новый уровень и сделало жанр по-настоящему популярным, – объясняет он. – А еще оно подарило ощущение чуда. Когда мы не воображаем фантастические картины, а видим их воочию, мы получаем совершенно иные впечатления. Не последнюю роль здесь играют спецэффекты, которые значительно эволюционировали с 1950-60-х годов. Это мы и попытались продемонстрировать в экспозиции, посвященной фильму "Марсианин"».



Интерактивное видео: как снимали «Марсианина»

Экспозиция, посвященная «Марсианину» Ридли Скотта, была расположена в дальней части выставки. На ней посетители могли узнать, как снимают фантастику в наши дни. Что видит и чувствует актер, играющий в фантастическом кино в эпоху спецэффектов? На экспозиции была представлена интерактивная инсталляция. Шесть плоских панелей Christie воспроизводили сцену в Центре управления полетами, где специалисты НАСА связываются с Марсом. Экспозиция давала гостям возможность почувствовать себя актерами на съемочной площадке. Они должны были использовать мониторы, следуя указаниям помощника режиссера.

«Нам показалось мало просто показать актеров на фоне зеленого полотна, и мы решили привнести интерактивный элемент, – объясняет Гигер. – Мы обратились за помощью в лондонскую компанию Territory Studio, потому что нам приглянулся их подход к использованию AV технологий в фантастике. Они придумывают настоящие технологии будущего. У них очень интересные интерактивные экраны и проекционные решения».

«Territory Studio работала над "Марсианином" целый год. Она отвечала за весь анимационный дизайн фильма. Мне кажется, возможность продемонстрировать свою работу на выставке новой аудитории их очень вдохновила, – добавляет Макконнон. – Современный кинематограф использует принципиально новые технологии с большим количеством компьютерной анимации. Съемки и так могут отнимать у актеров немало сил, а тут еще приходится адаптироваться к технологическим новшествам. Наша экспозиция показывает, какой путь был пройден от ранней анимации до современного анимационного дизайна в таких блокбастерах, как "Марсианин"».

«За два года работы с Патриком над выставкой мы узнали много нового. Можно даже нарисовать инфографику о развитии кинематографа: от покадровой анимации начала 1950-х до работ Territory Studio, которая сотрудничает с крупнейшими голливудскими компаниями», – рассказывает Макконнон.​

«Мы рады, что нам удалось поучаствовать в выставке "Навстречу неизведанному"», – говорит Дэвид Шелдон-Хикс, соучредитель и исполнительный креативный директор Territory Studio. «Мы обожаем рассказывать истории, – добавляет он. – Поэтому нас вдохновила возможность показать, как анимационный дизайн позволяет режиссеру реализовать свои замыслы, как компьютерные технологии заставляют поверить в происходящее на экране. Интерактивная инсталляция по мотивам сцены в Центре управления полетами рассказывает о том, как мы помогаем актерам сыграть свои роли, а зрителям – понять, что происходит на экране. О том, как наша работа поддерживает атмосферу фильма, создает драматическое напряжение и работает на развитие сюжета. Конечно, без панелей Christie экспозиция не произвела бы такого потрясающего впечатления. Качество, четкость и масштаб изображения позволили посетителям представить себя настоящими участниками съемочного процесса».

«Нам очень повезло, что для экспозиции был выбран именно "Марсианин". Всего за несколько недель до открытия выставки НАСА провела первую прямую трансляцию из космоса в формате 4К. Об этом событии говорили по всему миру. Видео демонстрировалось в прямом эфире с помощью проекторов Christie Boxer, которые позволяют воспроизводить контент в настоящем разрешении 4К», – замечает Джеймс Белсо, менеджер по продажам оборудования Christie в Великобритании.

За пределами The Curve: фантастическое AV шоу в открытых пространствах центра

Когда посетители выходили из сумрачной галереи The Curve в ярко освещенное фойе Барбикан-центра, им открывались еще пять экспозиций. «Мы воспользовались четырьмя проекторами, которые были установлены в фойе еще до открытия выставки, в рамках долгосрочного сотрудничества центра с Christie, – объясняет Джеймс Белсо. – Это лазерно-фосфорные проекторы. Они требуют минимального обслуживания, подходят для непрерывной эксплуатации и обеспечивают высокую яркость, столь необходимую в подобных помещениях. Главное фойе очень большое, для него требуется мощное проекционное оборудование. Поэтому здесь установлены два проектора HS Series, создающие очень яркое изображение. В киноуголке мы использовали 1DLP проектор G Series».

«Для меня было важно задействовать эти проекторы и за пределами The Curve, чтобы показать посетителям не только ролики, но и целые фильмы, – добавляет Гигер. – По меньшей мере пять картин, снятых кинематографистами из разных стран, требовали проекционное оборудование высшего класса. В них действие происходило то среди монотонных темных ландшафтов, то в залитой солнцем пустыне.

Картины демонстрировались в открытых пространствах Барбикана. Продолжительность фильмов составляла около 25 минут, так что у посетителей была возможность надолго погрузиться в мир искусства. Современные художники хорошо разбираются в яркости и размерах изображения, уровне освещенности. Проекция низкого качества их не устроит. Когда авторы узнали, что на выставке будет использоваться оборудование Christie, они дали согласие на демонстрацию их работ. Они лично проверили качество проекции и остались очень довольны».

Сам Гигер подготовил две инсталляции для проекторов Christie, расположенных в фойе. Идеи были простые, но чрезвычайно захватывающие. Первая инсталляция была расположена на выходе из The Curve и представляла собой большой экран, на котором сменяли друг друга первые строки из разных фантастических книг. «Нам хотелось погрузить людей в мир литературы, – объясняет Гигер. – Вторая инсталляция, "История будущего", была посвящена важным событиям грядущего: например, в 2028 году правителем Великобритании станет фашистский диктатор, а в 2035 году Леди Гага получит Нобелевскую премию мира. Мы знали возможности проекторов и поэтому дали волю фантазии».

Мировое турне AV решений

«Вскоре вся экспозиция из галереи The Curve с соответствующим AV оборудованием отправится в мировое турне. Также мы планируем показать в других странах инсталляцию по мотивам "Черного зеркала" на базе проекторов Christie Captiva», – рассказывает Макконнон. Сразу после Барбикан-центра выставка откроется в Дании и Греции, а потом и в других выставочных центрах по всему миру.

«Наше сотрудничество с Christie не ограничивается Лондоном, – поясняет Макконнон. – Во всех странах компания предоставляет лучшее в отрасли сервисное обслуживание. Именно поэтому мы пригласили Christie в турне выставки "Навстречу неизведанному". В Рио-де-Жанейро мы планируем развернуть шоу в полном объеме. И у нас нет ни капли сомнения, что местная служба поддержки Christie обеспечит бесперебойную работу оборудования».​

Джеймс Белсо, менеджер по продажам Christie в Великобритании, рассказал о выгодах партнерства с Барбиканом: «Мы очень ценим разнообразие и высокий художественный уровень выставок в этом центре. Барбикан позволяет нам продемонстрировать возможности самых разнообразных продуктов, будь то проекторы – ламповые и лазерно-фосфорные, 1DLP и 3DLP, с ультракороткофокусными и длиннофокусными объективами, с разной мощностью светового потока и разным разрешением – или плоские панели и LED видеостены прямого обзора». ​