Для ясности оценки представленных на IFA 2018 новинок напомним, что все проекторы бытового назначения четко делятся на две категории - для домашних кинотеатров (жилые комнаты со светлыми стенами) и для домашних кинозалов (специально подготовленные помещения с темными стенами). Принципиальность такого деления заключается в том, что в комнатах со светлыми стенами отраженный от них свет убивает разницу между проекторами по контрастности, как реальной, которая зависит от типа матриц проекторов, так и имитируемой (динамической), создаваемой с помощью ирисовых диафрагм и изменением яркости источников света.

Представленные в этом году на выставке IFA новинки, относятся к категории моделей "для домашних кинозалов". В этой категории есть 6 сегментов, позиционирование проекторов в которых определяется типом источника света - ламповый или лазерный, и технологией поддержки 4K и 8K разрешений - реальное (4K, 8K) или создаваемое методом дублирования точек с помощью матриц более низкого разрешения (2K4K, 4K8K). В отдельный сегмент попадают проекторы ярче 5000 лм, потому что это значение яркости является минимально необходимым для полноценной поддержки HDR.

Схема в начале публикации наглядно демонстрирует раскладку проекторов в категории для домашних кинозалов 2018 (до IFA 2018) и 2019 (после IFA 2018).

Epson, Sony и BenQ сохранили свои позиции. Первые практически только изменили названия моделей, а BenQ добавил в своих проекторах поддержку HDR.

Компания JVC очень неудачно позиционировалась в 2018 году, потому что технологически попадала в недорогой сегмент ламповых проекторов с дублированием точек (2K4K), но заявляла цены на уровне моделей с реальным 4K разрешением. Единственная модель JVC с реальным 4K разрешением, DLA-Z1, технологически позиционировалась на уровне лазерных 4K моделей, но претендовала по цене на более высокий уровень, соответствующий ярким проекторам с полноценной поддержкой HDR.

На выставке IFA компания JVC наконец представила ламповые модели с реальным 4K разрешением и с соответствующей этому сегменту ценой. В качестве заявки на престиж был также представлен 4K8K проектор JVC DLA-NX9 с поддержкой 8K разрешения методом дублирования точек с помощью 4K матриц. Ценность этой модели для конечных пользователей пока довольно туманна. С точки зрения технологий ничего нового в ней нет, потому что у JVC давно существует такой 4K8K проектор, который использовался исключительно для авиасимуляторов компании Boeing. Его появление в виде версии для домашних кинозалов затянулось из-за работ по уменьшению размеров профессиональной начинки для адаптации к оптике бытовых шасси. Эта же причина задерживала появление ламповых проекторов JVC с реальным 4K разрешением и она же пока является препятствием для создания ярких лазерных 4K моделей JVC. Максимальную ценность новый DLA-NX9 представляет для AV-интеграторов, потому что благодаря символу 8K и соответствующей цене им очень выгодно заниматься.

Чего ждали от JVC, и что так и не появилось, так это лазерные 4K проекторы и яркие для полноценной поддержки HDR модели, аналогичные Sony VPL-VW5000ES и Canon XEED 4K600Z. Кроме этого, от JVC все давно ждут улучшения контрастности. Например, Sony и Epson уменьшили толщину матриц и по данным тестов IXBT.com по ANSI контрастности подтянулись к DLP проекторам, а последние протестированные там же JVC DLA проекторы уступали им. Возможно что-то изменилось с тех пор, но компания JVC об этом не сообщала, а ежегодно подрастающие показатели динамической контрастности в спецификациях проекторов не имеют к этому (реальной контрастности) отношения.

Для желающих самостоятельно углубиться в детализацию классификации проекторов для домашних кинозалов напомним несколько особенностей современных технологий:

  • Реальная контрастность LCD (Epson) и LCoS (Sony, Epson, JVC) проекторов зависит от толщины матриц, а в DLP проекторах (BenQ) она определяется углом отклонения зеркал.
  • Динамическая (имитируемая) контрастность значительно выше в моделях с лазерными источниками света, потому что в них можно использовать одновременно ирисовые диафрагмы и модуляцию яркости лазерных диодов, которые принципиально менее инерционные по сравнению с лампами.
  • Потери 4K сигнала при использовании метода дублирования точек для повышения разрешения определяются реальным разрешением матриц проекторов. Epson и JVC используют матрицы 1920x1080, а BenQ, SIM2 и Barco применяют матрицы 2716х1528. Последние два бренда обычно не рассматриваются в Hi-Tech рейтингах, потому что применяют 2K4K метод дублирования точек при ценах на уровне 16K разрешения. Они относятся к классу Hi-End, где цены и технологии не имеют прямой связи, а в описаниях, как для акустики, преобладает художественный, а не технический стиль.