РАСПОЛОЖЕНИЕ ПО УДАЛЕНИЮ ОТ ЭКРАНА

Зритель всегда хочет максимальный экран, а его размеры зависят только от средних размеров жилых комнат, которые у среднего массового покупателя примерно одинаковые во всем мире. В результате почти всегда получается экран 110". При этом его размеры и удаление от него зрителя и проектора не зависит от ориентации по узкой или широкой сторонам комнаты, потому что на узкой стене не помещается экран больше 110", а при проецировании на широкую стену уже некуда отодвинуть зрителя, чтобы увеличить размер экрана. Конечно, на широкой стене размер экрана можно увеличить, но нельзя нарушать соотношение "удаление/ширина=1.5", чтобы не приходилось поворачивать глаза налево/направо, отчего они быстро устают.

В 90% случаев в комнате на одной стене висит экран 110" (ширина 244 см), у противоположной стены на расстоянии 1.5 ширины изображения (удаление 370 см) сидит зритель, а над ним висит проектор с проекционным отношением F=1.5:1.

Всегда есть отклонения от средних величин и для этого существуют проекторы с разными объективами. Они перечислены ниже и указано на сколько % они дороже самых массовых среднефокусных проекторов:

  • Длиннофокусные - (F>2:1), удаление на 2 ширины изображения, дороже на 10-15%, редкие модели
  • Среднефокусные - (F=1.5:1), удаление на 1.5 ширины изображения, самые недорогие, массовые модели
  • Короткофокусные - (F=0.5:1), удаление на 0.5 ширины изображения, дороже на 30-50%, не редкие модели
  • Ультракороткофокусные - (F<0.2:1), удаление 40 см от экрана 120", дороже на 100-150%, не редкие модели
  • Экстра Ультракороткофокусные - (F<0.1:1), удаление 20 см от экрана 120", дороже на 100-150%, редкие модели

Конкретные модели по этим 4 категориям подобраны в обзоре "Выбор проектора для домашнего кинотеатра по расстоянию до экрана".

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ

  • Идеальный вариант - по вертикали вверху, на потолке или на стене под потолком, по горизонтали по центру экрана.
  • Высоко на полке - неудобный вариант, потому что придется сильно наклонять проектор, или переворачивать и крепить к полке снизу, или переворачивать и класть крышкой на полку, что совсем неудобно.
  • На боковой стене от экрана - очень плохой вариант, потому что при исправлении трапеции изображение занимает только часть площади проекции и пропадает половина яркости на дальней от проектора половине экрана.
  • На треноге - отвратительный вариант. Степень отвратительности проверяется установкой трех торшеров на расстоянии 50 см друг от друга посередине комнаты. Если это не вызывает раздражения, то дальше нервная система проверяется падением дорогого хрупкого предмета, например телевизора, с высоты 120-150 см.
  • Принести/Унести после просмотра - мертвый вариант, как и большинство операций, когда надо нажать больше одной кнопки. Например, даже при идеально размещенном проекторе им перестают пользоваться, если экран не электрический и его приходится перед каждым просмотром вытягивать, а потом убирать. C другой стороны, "унести" идеально подходит для "бесплатных", бледных, шумных проекторов, от которых все равно быстро избавляются. Для них даже лучше вариант с треногой, как и рекомендуют производители, потому что можно будет переложить вину на другого и не мучиться с ответами на вопросы - зачем покупал.

В проекторах существуют функции изменения размеров изображения и его смещения, но лучше рассчитывать на их ограниченное применение в ходе установки, просто чтобы не приходилось "прицеливаться" на экран с точность до миллиметров.