Прототипы светодиодных кинотеатров без проекторов показали в апреле на выставке CinemaCon в Лас-Вегасе, и уже в июле Lotte Cinema, ведущая кинопрокатная сеть Южной Кореи, торжественно открыла в Сеуле первый кинотеатр с LED-экраном Samsung.

Восторженные комментарии прессы по этому поводу рассказывают о том, что LED экраны в 10 раз ярче проекционных, обеспечивают 4K разрешение, поддерживают HDR, но совершенно молчат о фактах, позволяющих дать реальную оценку этим событиям.

Эти факты хорошо известны и их значение открывается не знанием передовых технологий, а методами простой арифметики.

Первый факт имеет отношение к возможностям разрешения. Если ширину экрана 10 м, а именно такую имеет новый LED-кинотеатр, разделить на 4000, то можно узнать необходимый для 4K разрешения размер одного пикселя и он равняется 2.5 мм. Даже неспециалисты знают, что в этом нет ничего удивительного и для светодиодных экранов это достижение многолетней давности.

Вопрос с 10-кратным преимуществом по яркости решается еще проще. Достаточно темным вечером задержаться перед светодиодной рекламной вывеской, посчитать сколько секунд выдержат глаза и сразу станет понятно, что используемая проекторами яркость не предельная для них, а оптимальная для человеческого глаза.

Дальше начинаются совсем не технические факты, но они, как раз, и есть самые интересные.

Все производители проекторов для кинематографа, а это компании Barco, Christie, NEC и Sony, выпускают также и светодиодные дисплеи, но кинопрокатчики покупают у них проекторы. Причина выбора понятна и она заключается в цене.

Именно фактор цены является самым интересным в инициативе Samsung и особенно в амбициозном заявлении компании, что к 2020 году доля LED-кинотеатров составит 10%.

На эту тему есть два предположения.

Первое допускает, что Samsung готов вот-вот запустить недорогой способ 3D-печати светодиодных дисплеев и обеспечить себе преимущество по цене. Технически это вполне вероятно, но вряд ли даст принципиальный выигрыш и конкуренция превратится в длительное противостояние без желанной монополии, которая больше всего привлекательна в кинематографе и искусно поддерживается основными игроками многие годы.

Более вероятен второй вариант событий. Он основан на соотношении стоимости производства LED-экранов и экономического потенциала участников этого сектора рынка. Естественно, что в определенный момент снижения стоимости производства подходящих для кинотеатров LED-экранов затраты на их производство и продвижение на рынке будут еще непосильными для одних производителей, но станут уже приемлемыми для других. Вполне возможно, что по расчетам экономистов Samsung такой момент настал, и сейчас они заняты созданием привлекательного для кинопроката механизма финансового взаимодействия.