Год реализации | 2004 - 2006 год |
Город | Москва |
Разработчик проекта | ООО «Атанор-Интеграция» |
Организация-заказчик | ГУП "Московский метрополитен" |
Место | Ситуационный центр, тоннели и вагоны Московского метрополитена |
После теракта на Замоскворецкой линии, произошедшего в 6 февраля 2004 года, Московский метрополитен обратился в компанию "Атанор" с заказом на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке программно-аппаратного комплекса для обеспечения видеомониторинга подвижного состава.
Данный комплекс необходимо было разработать в рамках антитеррористической программы создания централизованной системы видеонаблюдения в метрополитене. Основное назначение комплекса - профилактика преступлений и вандализма в вагонах поездов, а также - архивирование видеоинформации для последующего изучения в случае чрезвычайных ситуаций.
Комплекс должен был решать следующие задачи:
- создание сети видеонаблюдения и аудиотрансляции внутри вагонов подвижного
состава;
- хранение полученной видеоинформации в течение 72 часов;
- гарантированная сохранность информации в случае физического разрушения вагонов
состава;
- сохранение работоспособности системы в случае проблем с электропитанием,
при разрыве межвагонных соединений или частичном разрушении состава;
- предоставление доступа к информации в режиме реального времени как внутри
состава, так и за его пределами, создание устойчивой кодированной беспроводной
связи составов с Ситуационным центром Московского метрополитена;
- создание централизованно-распределенной системы управления оборудованием
всех 4000 поездов Московского метрополитена;
- предоставление дежурным операторам Ситуационного центра Московского метрополитена удобного интерфейса для полного контроля оборудования сети видеонаблюдения и трансляции.
Особенность создания подобной системы:
- видеокамеры, установленные в каждом вагоне, должны быть объединены в единую
систему сбора и обработки информации. При этом использование дополнительных
кабельных соединений влечет за собой проблему обучения обслуживающего персонала,
в частности сцепщиков составов, а использование беспроводных технологий приводит
к появлению проблем высокой помехозащищенности канала связи и удорожания оборудования;
- устанавливаемое оборудование должно иметь защиту от физического воздействия
со стороны нарушителей правопорядка - вандалостойкость;
- все оборудование должно иметь высокую вибростойкость, пыле- и влагозащищенность,
а также защиту от воздействия высокого напряжения и сильных магнитных полей;
- вся передаваемая информация должна обладать высокой помехостойкостью, а
каналы передачи данных высокой помехозащищенностью.
- комплекс должен иметь модульный принцип и не зависеть от текущей конфигурации подвижного состава.
Разработанный программно-аппаратный комплекс позволяет:
- использовать для связи оборудования существующие коммуникационные системы,
без нарушения их основных функциональных возможностей, что позволяет внедрять
данную систему без переучивания обслуживающего персонала;
- производить различные переконфигурации подвижного состава и добавлять в
произвольное место состава вагоны, не оснащенные данной системой, без нарушения
работоспособности системы;
- подключать как видимые вандалостойкие камеры, которые оказывают дополнительное
психологическое воздействие на нарушителей правопорядка, так и скрытые камеры
наблюдения;
- производить видеомониторинг в случае перебоев с электропитанием и частичного
разрушения состава;
- сохранять, собираемую системой информацию, на специальном модуле памяти,
защищенном от физического уничтожения и автоматически передавать ее на архивные
серверы метрополитена после прибытия в депо;
- поездной бригаде и диспетчерской службе контролировать информацию, получаемую с камер наблюдения в режиме реального времени, и на основании этой информации принимать адекватные решения (диспетчер может в любой момент подключиться и любому вагону комплекса и принимать видеоизображение от нескольких камер).
В состав комплекса входит следующее оборудование:
- контроллеры управления;
- сетевые концентраторы;
- специализированные WI-FI точки доступа Cisco;
- видеокамеры наблюдения Axis (видимые и скрытые);
- взрывозащищенная память в специально разработанном контейнере;
- шинные конверторы информационных и управляющих сигналов;
- специальный кабель-антенна, проложенный в тоннеле.
Этапы проведения НИОКР компанией "Атанор".
2004 год
- сформулированы основные идеи и технические решения поставленных задач;
- разработано, оттестировано и подобрано оборудование, рекомендуемое для установки
в вагонах и тоннелях Московского метрополитена;
- выработано техническое задание и проведены консультации с техническими службами и службами безопасности Московского метрополитена.
2005 год
- произведены монтаж и запуск тестового состава, курсирующего по Калининской
линии, с целью выявления неучтенных технических проблем, возникающих конфликтов
оборудования и тестовой эксплуатационной отладки комплекса;
- разработаны прототипы Программных комплексов управления оборудованием составов
для оснащения Ситуационного центра, который начал свою работу 1 мая;
- сформулированы возможности расширения функций управления составами в дальнейшем,
вплоть до полного удаленного контроля оборудования составов, включая возможности
передвижения составов по линиям Московского метрополитена без машинистов;
- 25-26 октября для гостей метрополитена из нескольких стран проведена демонстрация испытываемой системы централизованного видеонаблюдения в вагонах. Демонстрация прошла в рамках работы экспертной комиссии руководителей служб безопасности Римско-Лионской группы стран "Большой восьмёрки" и вызвала всеобщий интерес к ней представителей спецслужб.
2006 год
- Все идеи, разработки, технологии и решения переданы соответствующим службам Московского метрополитена.
С 2006 года по нынешний момент технические службы Московского метрополитена
произвели установку оборудования комплекса во всех вагонах, курсирующих по Кольцевой
и Сокольнической линиям.
Внедрение комплекса способствовало раскрытию и предотвращению большого числа
преступлений, совершенных на территории метрополитена. Работа системы уже не
раз демонстрировалась делегациям из США, Великобритании, Австралии, стран ЕС,
и каждый раз технические эксперты из этих стран давали высокую оценку уникальной
системе видеонаблюдения Московского метрополитена.
Официальную информацию о системе централизованного видеонаблюдения Московского метрополитена можно получить из годовых отчетов ГУП "Московский метрополитен": http://www.mosmetro.ru
ООО "Атанор-Интеграция" - член Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА), один из ведущих российских системных интеграторов и поставщиков оборудования для комплексного оснащения объектов: www.atanor.ru