Год реализации 2004 - 2006 год
Город Москва
Разработчик проекта ООО «Атанор-Интеграция»
Организация-заказчик ГУП "Московский метрополитен"
Место Ситуационный центр, тоннели и вагоны Московского метрополитена

После теракта на Замоскворецкой линии, произошедшего в 6 февраля 2004 года, Московский метрополитен обратился в компанию "Атанор" с заказом на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке программно-аппаратного комплекса для обеспечения видеомониторинга подвижного состава.

Данный комплекс необходимо было разработать в рамках антитеррористической программы создания централизованной системы видеонаблюдения в метрополитене. Основное назначение комплекса - профилактика преступлений и вандализма в вагонах поездов, а также - архивирование видеоинформации для последующего изучения в случае чрезвычайных ситуаций.

Комплекс должен был решать следующие задачи:

  • создание сети видеонаблюдения и аудиотрансляции внутри вагонов подвижного состава;
  • хранение полученной видеоинформации в течение 72 часов;
  • гарантированная сохранность информации в случае физического разрушения вагонов состава;
  • сохранение работоспособности системы в случае проблем с электропитанием, при разрыве межвагонных соединений или частичном разрушении состава;
  • предоставление доступа к информации в режиме реального времени как внутри состава, так и за его пределами, создание устойчивой кодированной беспроводной связи составов с Ситуационным центром Московского метрополитена;
  • создание централизованно-распределенной системы управления оборудованием всех 4000 поездов Московского метрополитена;
  • предоставление дежурным операторам Ситуационного центра Московского метрополитена удобного интерфейса для полного контроля оборудования сети видеонаблюдения и трансляции.

Особенность создания подобной системы:

  • видеокамеры, установленные в каждом вагоне, должны быть объединены в единую систему сбора и обработки информации. При этом использование дополнительных кабельных соединений влечет за собой проблему обучения обслуживающего персонала, в частности сцепщиков составов, а использование беспроводных технологий приводит к появлению проблем высокой помехозащищенности канала связи и удорожания оборудования;
  • устанавливаемое оборудование должно иметь защиту от физического воздействия со стороны нарушителей правопорядка - вандалостойкость;
  • все оборудование должно иметь высокую вибростойкость, пыле- и влагозащищенность, а также защиту от воздействия высокого напряжения и сильных магнитных полей;
  • вся передаваемая информация должна обладать высокой помехостойкостью, а каналы передачи данных высокой помехозащищенностью.
  • комплекс должен иметь модульный принцип и не зависеть от текущей конфигурации подвижного состава.

Разработанный программно-аппаратный комплекс позволяет:

  • использовать для связи оборудования существующие коммуникационные системы, без нарушения их основных функциональных возможностей, что позволяет внедрять данную систему без переучивания обслуживающего персонала;
  • производить различные переконфигурации подвижного состава и добавлять в произвольное место состава вагоны, не оснащенные данной системой, без нарушения работоспособности системы;
  • подключать как видимые вандалостойкие камеры, которые оказывают дополнительное психологическое воздействие на нарушителей правопорядка, так и скрытые камеры наблюдения;
  • производить видеомониторинг в случае перебоев с электропитанием и частичного разрушения состава;
  • сохранять, собираемую системой информацию, на специальном модуле памяти, защищенном от физического уничтожения и автоматически передавать ее на архивные серверы метрополитена после прибытия в депо;
  • поездной бригаде и диспетчерской службе контролировать информацию, получаемую с камер наблюдения в режиме реального времени, и на основании этой информации принимать адекватные решения (диспетчер может в любой момент подключиться и любому вагону комплекса и принимать видеоизображение от нескольких камер).

В состав комплекса входит следующее оборудование:

  • контроллеры управления;
  • сетевые концентраторы;
  • специализированные WI-FI точки доступа Cisco;
  • видеокамеры наблюдения Axis (видимые и скрытые);
  • взрывозащищенная память в специально разработанном контейнере;
  • шинные конверторы информационных и управляющих сигналов;
  • специальный кабель-антенна, проложенный в тоннеле.

Этапы проведения НИОКР компанией "Атанор".

2004 год

  • сформулированы основные идеи и технические решения поставленных задач;
  • разработано, оттестировано и подобрано оборудование, рекомендуемое для установки в вагонах и тоннелях Московского метрополитена;
  • выработано техническое задание и проведены консультации с техническими службами и службами безопасности Московского метрополитена.

2005 год

  • произведены монтаж и запуск тестового состава, курсирующего по Калининской линии, с целью выявления неучтенных технических проблем, возникающих конфликтов оборудования и тестовой эксплуатационной отладки комплекса;
  • разработаны прототипы Программных комплексов управления оборудованием составов для оснащения Ситуационного центра, который начал свою работу 1 мая;
  • сформулированы возможности расширения функций управления составами в дальнейшем, вплоть до полного удаленного контроля оборудования составов, включая возможности передвижения составов по линиям Московского метрополитена без машинистов;
  • 25-26 октября для гостей метрополитена из нескольких стран проведена демонстрация испытываемой системы централизованного видеонаблюдения в вагонах. Демонстрация прошла в рамках работы экспертной комиссии руководителей служб безопасности Римско-Лионской группы стран "Большой восьмёрки" и вызвала всеобщий интерес к ней представителей спецслужб.

2006 год

  • Все идеи, разработки, технологии и решения переданы соответствующим службам Московского метрополитена.

С 2006 года по нынешний момент технические службы Московского метрополитена произвели установку оборудования комплекса во всех вагонах, курсирующих по Кольцевой и Сокольнической линиям.
Внедрение комплекса способствовало раскрытию и предотвращению большого числа преступлений, совершенных на территории метрополитена. Работа системы уже не раз демонстрировалась делегациям из США, Великобритании, Австралии, стран ЕС, и каждый раз технические эксперты из этих стран давали высокую оценку уникальной системе видеонаблюдения Московского метрополитена.

Официальную информацию о системе централизованного видеонаблюдения Московского метрополитена можно получить из годовых отчетов ГУП "Московский метрополитен": http://www.mosmetro.ru

ООО "Атанор-Интеграция" - член Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА), один из ведущих российских системных интеграторов и поставщиков оборудования для комплексного оснащения объектов: www.atanor.ru