Персональный кинозал - это специально выделенное помещение, затемненное, с темными стенами, с акустической обработкой. Проекторы для таких кинозалов относятся к категории самых дорогих, $4K-400K.
Значимые отличия проекторов для кинозалов от "всех остальных"
■ Защищенная маржинальность
Не технический признак, но главный и без него ни один проектор, даже будучи техническим чудом никогда не попадет в список элитных, никто не будет его предлагать, продавать, обсуждать и даже хотя бы просто замечать.
Обратная сторона медали - в список элитных нередко попадают совсем не чудеса технологий. Лицо бренда формируется рекламой дорогих технологий, а хитом продаж делается относительно дешевый одночиповый ("с радугой") DLP проектор откровенно офисного происхождения, которое выдают белые внутренние стенки объективов - стандартный прием "дособирания" потерявшейся на дефектах линз яркости в ущерб контрастности.
К сожалению, и в самых дорогих моделях часто используются популистские приемы и компромиссные технические решения. Например, чтобы застолбить первенство в классе 8К проекторов, применяется бюджетная технология однократного дублирования пикселей, которая даже в школьных проекторах уже не используется. Получается нечто вроде шитых лыком скафандров исключительно для дальнего космоса, куда космонавты пока точно не полетят.
Постоянными членами VIP клуба проекторов являются все модели Sony, JVC и старшие Epson. Другие бренды тоже выдвигают своих кандидатов в святые, но не очень успешно соответствуют главному отличительному признаку, и поэтому практически не имеют шансов быть канонизированными.
■ Глубокий черный
Серый цвет вместо черного - это ахилесова пята проекторов, мониторов и телевизоров, но у проекторов особенно, потому что в темноте бросается в глаза.
Это не что иное, как типичная контрастность всех технологий, которые не могут полностью погасить свет для отдельно взятой точки. Улучшить ее нельзя, потому что она на 90% определяется способностью DLP и LCD (они же LCoS, D-ILA, SXRD) матриц перекрывать свет, а она у них примерно одинаковая и уже предельно максимальная, около 400:1 ("ANSI контрастность"). Кстати, это обуславливает то, что проекторы не отличаются по контрастности и их показатели в описаниях не имеют никакого полезного смысла и какого-либо отношения к реальности.
Глубокий черный получают не улучшением контрастности, а уменьшением яркости всего источника света для темных кадров с помощью специальных диафрагм или регулированием мощности.
Это не очень простая технология и эффектных результатов удалось добиться только JVC, Sony и Epson. Черный цвет на их проекторах приходится с пристрастием высматривать, то есть он не выделяется на фоне белого полотна экрана. Если же не уделять этому должного внимания, то получается, как на снимке ниже с группового выступления УКФ проекторов. Можно не обращать внимание на название конкретных моделей, а смотреть на имена брендов, потому что все модели одной марки очень похожи по уровню черного. В лучшую сторону выделяются проекторы LG и Samsung, а Hisense наоборот.
На самом деле, контрастность проекторов можно улучшить, и не рисованием нулей в спецификациях, а применением технологии последовательно работающих матриц. Она реализована в 6xDLP проекторах, в которых на каждый из трех RGB световых потоков последовательно установлено по паре DLP чипов. При обычной контрастности 400:1 при перекрытии света через первый чип проходит всего один фотон из 400. Второй DLP чип повторяет операцию 400-кратной чистки. Получается суммарная контрастность 400x400:1 (160000:1 ANSI). Важно, что эта технология работает независимо для каждого пикселя, а не перекрывает свет целиком, как при получении "глубокого черного".
6DLP технология очень дорогая. Пока существует один такой проектор, Christie Eclipse, который стоит $400K. Он и есть лучший проектор для персональных кинозалов, но скорее не на первой ступеньке пьедестала, а повыше, за облаками и с нимбом, потому что он намного более продвинутый, чем даже проекторы для коммерческих кинозалов. Кстати, последние тоже предлагаются для домашних кинозалов компанией Barco.
Значимые отличия проекторов для кинозалов между собой
■ Реальное 4K и 4K с дублированием пикселей
Между собой Epson, JVC и Sony ранжируются по двум признакам, которые очень хорошо фиксируются визуально. Epson располагается на пьедестале избранных пониже, потому что в нем для создания 4K используется дублирование пикселей с помощью FHD матриц, а в проекторах Sony и JVC стоят 4K матрицы. На снимках ниже из реального видео с одновременным сравнением на одном экране проекторов Sony и Epson хорошо видно сколько деталей пропадает при использовании метода дублирования пикселей.
■ Качество оптики
Качество оптики проверяется очень просто - включается меню и на белых буквах толщиной в один пиксель оценивается наличие и ширина цветных (зеленой и фиолетовой) кайм, они также хорошо видны не только в меню, но и на контрастных границах любых изображений. Это называется цветовыми аберрациями, которые максимально проявляются на наиболее удаленных от центра изображения краях линз. Если проектор стоит вниз ногами, то максимально цветовые аберрации проявляются на верхней кромке изображения. Наличие этого дефекта в центре и в нижней части изображения свидетельствует о посредственном качестве оптики.
Качество оптики является характерным свойством брендов, потому что ведущие производители проекторов сами делают объективы для своих проекторов.
Кадры ниже, из видео по сравнению проекторов JVC и Sony, демонстрируют разницу в качестве оптики, которая остается неизменной много лет и не меняется с появлением новых моделей.
Для уменьшения видимости дефекта оптики предлагается использовать механизм смещения матриц, то есть к цветовым аберрациям добавляется еще и несведение матриц. Такой метод "лечения" похож на совет "Если Вы хромаете на левую ношу, хромайте и на правую - у Вас будет вид морского волка, шагающего вперевалку."
■ Масштабирование HDR
Масштабирование HDR - это как масштабирование разрешения сигнала под разрешение матрицы телевизора или проектора, только вместо количества пикселей фигурирует количество оттенков.
Проблема масштабирования HDR состоит в разнице количества оттенков, используемых профессиональными видеокамерами при записи фильма и при его воспроизведении телевизорами и проекторами.
Для полноты картины нужно представить, что это не карандаши, а цветные фонарики, причем разной мощности - при съемке солнце, а при воспроизведении светлячки. Изобразить солнце с помощью хилого фонарика очень трудно, поэтому приходится "масштабировать" - в какой-то части кадра ткнуть этим фонариком прямо в глаза зрителю, а затем успеть найти и подсветить все темные углы. В принципе, успешному воспроизведению HDR должны помогать различные стандарты, которые по своей сути представляют комментарии дирижеров для симфонических оркестров, но когда вместо оркестра есть только баян и пара балалаек, то приходится писать свои комментарии. У всех производителей проекторов и телевизоров эти комментарии-правила получаются по-разному. Ниже, на кадрах из видео Shane Lee, представлена версия LG (в центре), на фоне Hisense (слева) и Samsung (справа).
Масштабирование HDR на проекторе LG выключено:
Масштабирование HDR на проекторе LG включено:
Победители
■ Категория "Технологии"
Первое место достается компании Christie за 6xDLP технологию турбо-контрастности. Практически это первая технология, способная значимо влиять на контрастность проекторов.
■ Категория "Гармоничное сочетание технологий, интересов производителей и потребителей"
Первое место - компания Sony - за отличную оптику, реальное 4K разрешение и глубокий черный.
Второе место - компания Epson - за глубокий черный.
Третье место - Компания LG - за хороший черный и качественное масштабирование HDR.
■ Категория "Предприимчивость"
Первенство несомненно принадлежит компании JVC за применение в элитных проекторах школьных технологий антиконтрастных белых стенок в объективах и 1-кратного дублирования пикселей.
1 - проекторы Sony для домашних кинозалов
|
||||
---|---|---|---|---|
2 - проекторы Epson для домашних кинозалов
|
||||
---|---|---|---|---|
B-Laser
3 x LCD 3840x2160 дубл.пикселей 4000 ANSI лм 335 вт 12.30 кг 0.07 ÷ 0.07 : 1 2 x 10вт |
3 - проекторы LG для домашних кинозалов
|
||||
---|---|---|---|---|
RB-Laser
1 x DLP 3840x2160 дубл.пикселей 3700 ANSI лм 350 вт 12.20 кг 0.07 ÷ 0.07 : 1 4 x 10вт |
Проекторы
Читайте также
- Выбор проектора для домашнего кинотеатра в жилой комнате: вопросы и тонкости
- Новые экстра яркие 4K проекторы Epson для домашних кинотеатров вряд ли обрадуют интеграторов
- Английские домашние кинотеатры первыми доросли до проекторов Christie
- ТОП 5 - Лучшие LED/LASER проекторы для домашних кинотеатров
- LED проекторы 2023 - обзор новинок от BenQ, Viewsonic, LG, JMGO, XGIMI, Xiaomi
- Топ 10 - Лучшие проекторы для домашних кинотеатров в жилой комнате
- Топ 10 - Лучшие ультракороткофокусные проекторы для домашних кинотеатров